Наибольшая часть всех рояльных гармоней предназначалась для игры "на улице" - на вечёрках, посиделках, свадьбах, гуляниях. Инструменты для этого - самые лёгкие, самые простые гармони диатонического строя, - чтобы сыграть традиционные народные наигрыши, полутоны не нужны. Вес и размеры инструмента здесь тоже имеют значение. "Шестипарка" значительно легче (и, зачастую, компактнее) "семи"- и тем более "восьмипарки".
А вот рояльные гармони более сложных конструкций – "семи-восьми-девяти-десяти-двенадцати-...парки", с полутонами, многорядные, хроматические, изготавливались для исполнения более сложной музыки, в основном со сцены. Сюда же можно отнести и рояльные баяны. Всё это была меньшая часть рояльных гармоней, они до сих пор сохранились в приличном состоянии, потому что были менее востребованы, да и играть на них было гораздо сложнее.
Во-вторых, с точки зрения построения звукоряда, елецкие рояльные гармони можно разделить на диатонические и хроматические. Как я упоминал выше, для традиционных наигрышей и исполнения множества несложных песенных мелодий не требовалась хроматика и гармонист пользовался так называемым "основным" звукорядом. Здесь же можно добавить, что все диатонические гармони - однорядные, а хроматические - многорядные (два и более рядов в правой клавиатуре).
В-третьих... Прежде, чем перейти к следующему критерию для классификации, уточним одну особенность, характерную именно для елецкой рояльной гармони. И мастера, и музыканты, говоря о гармони, определяют ее "модель" среди общего ряда рояльных гармоней, пользуясь понятием количества парных клавиш "бас-аккорд" в левой руке. "Шестипарка", "семипарка", "восьмипарка" и так далее...
Гармони, имеющие один ряд голосовых клавиш в правой руке:
- "трёхпарка" - диатоническая гармонь, имеющая 8 голосовых клавиш (правый гриф), на левом грифе 3 баса на фронтальной стороне и 3 соответствующих им мажорных аккорда на тыльной стороне грифа. Очень старая модель, сейчас таких, наверное, уже нигде и не осталось. Одна из них сохранилась в Музее народных ремёсел и промыслов в Ельце.
- "четырёхпарка» - диатоническая гармонь. На правом грифе 11 голосовых клавиш, на левом грифе - 4 баса с фронтальной стороны и 4 мажорных аккорда с тыльной стороны. Очень старая модель. Фотография сделана в 2013 году в селе Архангельское Елецкого района. Гармонь эта - семейная реликвия. Гармонный мастер - Жуков. Ориентировочно - конец XIX века. Владелица гармони - Дёмина Александра Ивановна.
- "пятипарка» - диатоническая гармонь, на правом грифе расположены 12 голосовых клавиш, на левом грифе - 5 басов на фронтальной стороне и 5 мажорных аккордов на тыльной стороне грифа. Очень старая модель. Такая гармонь мастера Самойлова (из села Черкассы) работы 1895 года находится в частной коллекции Владимира Евсеева.
- "шестипарка" ("старая", без дополнительной клавиши) - диатоническая гармонь, на правом грифе 15 (16) голосовых клавиш, на левом грифе - 6 басов на фронтальной стороне и 6 аккордов (5 мажорных и 1 - верхняя клавиша - минорный) с тыльной стороны грифа. Старая модель.
- "шестипарка" (новая) - диатоническая гармонь, на правом грифе расположены 15 (16) голосовых клавиш, на левом грифе - 6 басов на фронтальной стороне и 7 аккордов (5 мажорных и 2 минорных, в том числе - один на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа. Самая распространённая гармонь.
- "семипарка" - диатоническая гармонь, на правом грифе расположены 16 голосовых клавиш, на левом грифе - 7 басов с фронтальной стороны и 8 аккордов (6 мажорных и 2 минорных, в том числе один - на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа.
- "восьмипарка" - диатоническая гармонь, на правом грифе расположены 16 голосовых клавиш, на левом грифе - 8 басов с фронтальной стороны и 9 аккордов (7 мажорных и 2 минорных, в том числе один - на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа. Такая гармонь встречается редко.
Гармони, имеющие два ряда голосовых клавиш в правой руке (хроматические):
- "шестипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе расположены 18 диатонических (белых) и 12 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 6 басов на фронтальной стороне и 7 аккордов (5 мажорных и 2 минорных, в том числе - один на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа. Такие гармони изготавливались достаточно редко.
- "семипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе расположены 18 диатонических (белых) и 12 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 7 басов на фронтальной стороне и 8 аккордов (6 мажорных и 2 минорных, в том числе - один на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа.
- "восьмипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе расположены 20 диатонических (белых) и 14 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 8 басов на фронтальной стороне и 8 аккордов (7 мажорных и 1 минорный, расположенных на первом ряду на тыльной стороне грифа (условно - "белые") и 7 аккордов на дополнительных клавишах (условно - "чёрные") во втором ряду на тыльной стороне грифа, из них - 6 минорных и 1 - мажорный.
- "девятипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе расположены 20 диатонических (белых) и 14 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 9 басов на фронтальной стороне и 9 аккордов (8 мажорных и 1 минорный, расположенных на первом ряду на тыльной стороне грифа (условно - "белые") и 8 аккордов на дополнительных клавишах (условно - "чёрные") во втором ряду на тыльной стороне грифа, из них - 7 минорных и 1 - мажорный.
- "десятипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе расположены 21 диатоническая (белая) и ... пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 10 басов на фронтальной стороне и 10 аккордов (9 мажорных и 1 минорный, расположенных на первом ряду на тыльной стороне грифа (условно - "белые") и 9 аккордов на дополнительных клавишах (условно - "чёрные") во втором ряду на тыльной стороне грифа, из них - ... минорных и ... - мажорный. (данные будут уточняться)
- "двенадцатипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе расположены 23 диатоническая (белых) и 15 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 12 басов на фронтальной стороне и 12 аккордов (... мажорных и ... минорный, расположенных на первом ряду на тыльной стороне грифа (условно - "белые") и 11 аккордов на дополнительных клавишах (условно - "чёрные") во втором ряду на тыльной стороне грифа, из них - ... минорных и ... - мажорный. (данные будут уточняться) На фотографии представлена редкая гармонь - 12-парка мастера Есьпова.
Многорядные гармони (хроматические):
- полная хроматическая - хроматическая звукоряд в правой клавиатуре (в "голосах"), хроматический звукоряд в левой клавиатуре "в басах" и три ряда аккордов (приведено по классификации Е. Петровой)
Полная хроматическая (с кофром) - достаточно редкая гармонь, всем интересно её устройство (фотографии гармони прислал Борис Потехин, г. Елец.) Вес гармони — 7-8 кг, куплена на рынке в Туле.
ФОТО
- трёхрядная хроматическая - каждая из клавиатур имеет по три ряда клавиш, гармонь-баян (приведено по классификации Е. Петровой).